Бомбардировщик ТБ-1
Советское руководство поразили открытые способности цельнометаллических самолетов, поэтому в начале ноября 1924 года по распоряжению Особого Технического Бюро был направлен заказ в ЦАГИ на создание первого бомбардировщика ТБ-1 с использованием цельнометаллического материала. К воздушной машине предъявили минимальные требования. Скорость должна быть выше, чем 165 км/ч, полная нагрузка самолета – 2000 кг. Поскольку с самого начала ТБ-1 рассматривался как бомбардировщик надводных вражеских целей, он должен был иметь приспособление для сбрасывания морских мин и торпед.
1 мая 1930 г. группа бомбардировщиков прошла над Красной площадью во время первомайского парада в Москве. Самолет оказался достаточно простым в управлении, быстро осваивался пилотами и имел у них в целом хорошую репутации.
ВВС СССР сделали заказ на более чем 200 экземпляров самолета. По решению руководства страны необходимо было доукомплектовать ВВС Красной Армии бомбардировщиками советского производства. Всего их построили 218 машин, из них 66 оснастили поплавками ТБ-1П (для флота). Серийный выпуск был организован на авиационном заводе № 22 в подмосковных Филях. Внедрением бомбардировщика в серию от ЦАГИ занимался В.М. Петляков. Самолет производился с лета 1929-го до начала 1932 года. Данные самолеты из-за быстрорастущего производства новых представителей этого класса морально устарели и их либо списывали, либо отправляли в летные школы для обучения новых пилотов.
Заметную роль сыграл ТБ-1 и в истории наших воздушно-десантных войск. Самолет обладая требуемой грузоподъемностью, однако размеры фюзеляжа не позволяли полностью использовать ее при размещении людей, а крупногабаритные грузы не умещались в бомбоотсеке. Выход нашли в размещении грузов под фюзеляжем, благо высокие стойки шасси вполне это позволяли. Для ТБ-1 был разработан и испытан ряд приспособлений для транспортировки техники и личного состава ВДВ.
Эскадрилью дооборудованных на ленинградских заводах ТБ-1 придали первой советской воздушно-десантной части - "особому отряду № 3", дислоцировавшемуся под Ленинградом. Там в 1931 - 1932 годах проходили войсковые испытания различной специальной техники: парашютных систем ПД-О, ПД-М2, ПД-А, с помощью которых производились опыты по парашютному десантированию легких артиллерийских орудий, мотоциклов и автомобилей, "автоматическим выбрасывателем красноармейцев", представлявшим собой подобие люльки в которую залезал паршютист, и которую в нужный момент штурман бомбардировщика приводил в действия с помощью рычага и "люлька" переворачивались выбрасывая десантника вниз, а также более комфортную для десантников подфюзеляжную кабину КП-1 на шестнадцать человек.
К 1940 году ТБ-1 осталось всего 28 машин.