ИСТОРИЯ 214 ВДБ

Книги, воспоминания, личный состав и архивы

ИСТОРИЯ

2-й ОСБОН. 47-я АБРОН. 214-я ВДБ

2-й ОСБОН. В марте 1933 года в Белорусском военном округе формируется авиамотодесантный отряд. Численность отряда должна была составлять 144 человека. Получил название 2-го отдельного авиационного батальона Особого Назначения БелВО.

47-я АБРОН. Личный состав, техника и имущество 2-го отдельного авиационного батальона Особого Назначения и Нештатных отдельных стрелковых батальонов Особого Назначения 4-й, 5-й, 8-й и 64-й стрелковых дивизий пошли на формирование 47-й авиадесантной бригады Особого Назначения БелВО, которая формировалась в с. Боровское. (7 км юго-восточнее г. Починок и 60 км юго-восточнее Смоленска).

В 1936 году вводится штат авиадесантной бригады ВВС Красной Армии. Согласно этому штату в составе бригады дополнительно формируется мотомеханизированный батальон 2-х ротного состава – 189 человек. На вооружении бригады по штату находится шесть 45-мм пушек, восемнадцать 82-мм миномётов, 16 лёгких танков, 6 бронеавтомобилей Д-8, 32 автомашины и 6 мотоциклов. Состав бригады: 1, 2, 3-й парашютный батальоны по 500 человек каждый и спецподразделения. В сентябре 1936 года на манёврах БелВО применён комбинированный воздушный десант. Вначале на парашютах десантировалась 47-я адброн. Затем была произведена высадка посадочным способом на аэродромы танков, артиллерийских орудий и другой боевой и транспортной техники.

В этом же году 47-я авиадесантная бригада первой получила на вооружение лёгкие плавающие танки Т-37А.

214-я ВДБ. 214-я отдельная воздушно-десантная бригада сформирована в мае 1938 в г. Марьина Горка с выводом из их состава Военно-воздушных сил и введением в состав Сухопутных войск. Командиром бригады назначен А.Ф. Левашов.

10 июня 1938 года из эскадрилий 47-й адброн на аэродроме Боровское, началось формирование 3-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка на самолётах ТБ-3.

Воздушно-десантная бригада по штату имела 1689 человек личного состава и включала в себя: парашютный батальон (3); один мотомеханизированный батальон; артиллерийский дивизион.

 

Война и походы

Финская компания. Бригада принимала участие в советско-финской войне. 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады, находясь в резерве 15-й армии, неоднократно вводились в бой в самые критические моменты обстановки.

Поход в Бессарабию. 20 июня из Риги была выведена 214-я авиадесантная бригада БОВО, переброшенная к 26 июня в Калиновку в распоряжение Южного фронта. Бригада находилась в составе Южного фронта (20 июня - 10 июля 1940), но участия не принимала в освободительном походе рабочих и крестьян от гнёта капиталистов и помещиков в июне-июле 1940 года в Бессарабию, оккупированную Румынией. В качестве воздушных десантов было принято решение высадить 204-ю и 201-ю авиадесантные бригады, а 214-ю предусматривалось иметь в резерве. Авиадесантные бригады были заблаговременно сосредоточены по железной дороге в исходный для десантирования район Борисполь - 204-я авиадесантная бригада, Калиновка - 214-я воздушно-десантная бригада, Скоморохи - 201-я авиадесантная бригада, Гоголево. Протяжённость маршрута от исходного района до района десантирования составляла в среднем 350 км.

1941-1945.

На начало войны бригада находилась в составе 4-го воздушно-десантного корпуса и располагалась вместе с другими бригадами корпуса в районе посёлка Пуховичи (50 км на юго-восток от Минска). 28 июня получила приказ выдвинуться в сторону Старых Дорог и была подчинена 210-й моторизованной дивизии. После отхода 210-й моторизованной дивизии бригада около двух месяцев действовала одна в тылу немецких войск на коммуникациях противника. В ночь на 19 июля 1941 года 214-я бригада совершила налет на железнодорожную станцию Марьина Горка, куда прибыл для разгрузки вражеский эшелон с боевой техникой и боеприпасами.

25 июля 1941 года 214-я воздушно-десантная бригада пробилась к своим войскам и вышла в расположение 21-й армии в районе н.п. Калинковичи. Всего из окружения вышло 1200 бойцов. 28 августа бригада сосредоточилась на юго-западной окраине города Мена, 5 сентября 1941 года бригада оборонялась на южном берегу реки Десна в районе станции Бутовка, затем была выведена в резерв армии в район Шаповаловки. 8 сентября остатки бригады были брошены в бой в район н.п. Григоровка (15 км южнее Бахмача), куда прорвались немецкие танковые дивизии, вместе с остатками трех кавалерийских дивизий 21-й армии и 55-й стрелковой дивизии. Дальнейшая судьба бригады точно неизвестна/

В декабре 1941 года 4-й воздушно-десантный корпус ( 8-я, 9-я и 214-я воздушно-десантные бригады) базируется под Москвой и готовится к предстоящей десантной операции: Ставка Верховного Главнокомандования, стремясь завершить окружение противника, решила выбросить в его тылу крупный парашютный десант с задачей перерезать железную дорогу и автостраду Москва — Минск, не допустить подхода резервов врага с запада и отхода его войск из района Вязьмы. Десантные части должны были также содействовать войскам, наступающим с севера и юго-запада. На то время 4-й корпус считался наиболее боеспособным соединением воздушно-десантных войск. Командир корпуса генерал-майор Левашова имел опыт боевых действий в тылу немецко-фашистских войск.

В феврале 1942 года 214-я вдбр в составе корпуса была выброшена под Вязьмой для действий навстречу 50-й армии генерала Болдина и помощи по прорыву обороны гитлеровцев. Перед 50-й армией стояла задача захватить Вязьму. Бригада действовала в тылу врага до июня 1942 года.

2 августа 1942 г. части корпуса передаются на комплектование 38-й гв. сд.

Прокрутить вверх